serjio_pereira (serjio_pereira) wrote,
serjio_pereira
serjio_pereira

Categories:

Сталинские пираты



В конце мая — начале июня 2008 года гидрографическое судно ВМС США "Патфайндер" безуспешно искало в территориальных водах Эстонии останки финского пассажирского самолета "Юнкерс-52" "Калева", сбитого советскими бомбардировщиками 14 июня 1940 года. Самолет принадлежал финской компании Aero (нынешняя Finnair) и следовал обычным рейсом Таллин — Хельсинки. Поиски велись в предполагаемом месте падения самолета — в 16 морских милях к северо-западу от острова Кери в Финском заливе на глубине от 11 до 32 метров — при помощи подводных роботов.
Причины, по которым произошла эта трагедия, до сих пор остаются предметом дискуссии. Российская сторона официально не признает советскую ответственность за трагедию, хотя никаких сомнений на этот счет давно уже не осталось. В частности, сам момент, когда советский самолет атаковал "Калеву", наблюдали оказавшиеся поблизости эстонские рыбаки — их рассказ еще в 1941 году был опубликован в Финляндии. Кроме того, штурман экипажа советского бомбардировщика подробно описал славный подвиг сталинских соколов. Бывший флаг-штурман 1-го минно-торпедного авиаполка Балтфлота Герой Советского Союза генерал-лейтенант в отставке Петр Ильич Хохлов в 1988 году в мемуарной книге "Над тремя морями" сообщил о "подвиге" двух бомбардировщиков Ил-4, сбивших финский пассажирский самолет вблизи Таллина. На одном Иле были командир полка Шио Бедзинович Бедзинашвили, сам Хохлов и стрелок сержант Казунов. На втором — командир капитан М.А. Бабушкин, штурман лейтенант Константин Виноградов и стрелок сержант В.А. Лучников. Страна должна знать своих "героев"!

Вот что писал Хохлов.

"…Был дан приказ — закрыть бесконтрольный выход иностранных судов и иностранных самолетов из морских портов и с аэродромов Прибалтийских республик… 23 июня 1940 года два наших экипажа во главе с командиром полка полковником Ш.Б. Бедзинашвили вылетели в разведку в северо-западную часть Балтийского моря… Километрах в 3–4 от Таллина я заметил, как с аэродрома Лагсберг (На самом деле — с гражданского аэродрома Юлемистэ) взлетел самолет. Он берет курс в сторону Хельсинки… Сближаемся с самолетом Ю-52 без каких-либо опознавательных знаков.(Странно. Не заметили синий финский крест на хвосте самолёта) Я открыл астролюк своей кабины, приподнялся и рукой показал пилоту, чтобы разворачивал машину в сторону аэродрома. Но "юнкерс" летит прежним курсом да еще увеличивает скорость… Несколько трассирующих очередей проходят впереди кабины "юнкерса", но и это не меняет дела. Мы так близко от преследуемого самолета, что видим через его иллюминаторы пассажиров… их самодовольные физиономии. Нам показывают кулаки, грозят пистолетами (Опознавательные знаки не заметили, а самодовольные лица и кулаки разглядели!). После этого самолет-нарушитель (Непонятно, что нарушивший) был сбит. Мы сделали все по правилам, по инструкции. И все же возвращались на аэродром с сожалением о случившемся. В рапортах подробно изложили все обстоятельства, однако были нам упреки: дескать, не сумели принудить "юнкерс" к приземлению. Все встало на свои места, когда в поднятом со дна залива фюзеляже обнаружили не только множество материальных ценностей, но и большое количество документов, составляющих государственную тайну… Мы поняли, почему экипаж Ю-52 отказался подчиниться требованию о возвращении на аэродром: ему пришлось бы расплачиваться за шпионаж".

Хохлов и его товарищи никаких мук совести за 9 безвинно загубленных жизней не испытывали: приказ есть приказ. Мемуарист случайно ли, намеренно ли сдвинул события на 9 дней вперед, к тому времени, когда Эстония была полностью оккупирована советскими войсками, и там уже было просоветское правительство. Хохлов пытался представить дело так, будто на "Калеве" эстонские "бывшие" пытались спастись от справедливого народного гнева, да еще прихватив с собой секретные государственные документы. По его словам, "эксплуататорские классы" пытались "переправить за океан награбленные капиталы". Однако в действительности самолет сбили 14 июня, как раз в день, когда немцы вошли в Париж. Возможно, Петр Ильич за давностью лет перепутал падение Парижа с капитуляцией Франции, последовавшей 22 июня, и поэтому назвал неправильную дату гибели "Калевы". На самом деле главной целью были находившиеся на борту "Калевы" дипкурьеры — два французских, прибывших к отлету регулярного рейса в Таллин поездом из Риги, и американский дипкурьер и шифровальщик посольства в Москве Генри Антейл (его имя 4 мая 2007 года было увековечено Госдепартаментом США на мраморной плите, куда занесены инициалы всех американских дипломатов, погибших на службе)
"Патфайндер" так и не нашел самолет "Калева"
Но дело, возможно, было не в американце, поскольку ничего критически важного для Москвы в диппочте американской, равно как и других миссий в Таллине, не содержалось, чтобы ради этого сбивать пассажирский самолет. А вот из двух французских дипкурьеров, Симона Марти и Поля Лонге, один, вполне возможно, был из Москвы. Не исключено, что он вез в своей сумке секретное послание советского руководства в Париж, смысл которого сводился к призыву: продержитесь еще немного, очень скоро мы нападем на Гитлера и поможем вам. Дело в том, что Сталин действительно всерьез рассматривал возможность летом 1940 года напасть на Германию, рассчитывая, что вермахт завязнет на линии Мажино.
Еще в конце февраля 1940 года, в разгар финской войны, Красная армия и флот получили приказ считать главными вероятными противниками не поддерживавшие Финляндию Англию и Францию, а Германию и ее союзников. Ради грядущего нападения на Германию демобилизацию после "зимней войны" отложили до 1 июля, ради этого же расстреляли польских офицеров в Катыни. Но уже 13 июня Париж был объявлен "открытым городом" , и на следующий день в него вступили немецкие войска. Стало ясно, что французы сопротивляться не будут, а компрометирующий Сталина документ очень скоро может попасть в руки немцев. Поэтому было решено уничтожить самолет с дипкурьерами и диппочтой.

В тот день, 14 июня, советские войска начали блокаду Эстонии. Поэтому "Калева" мог взлететь из аэропорта Таллина только с разрешения советских военных. Конечно, можно было бы задержать самолет и арестовать дипкурьеров, но это вызвало бы грандиозный международный скандал, о котором стало бы известно немцам. Поэтому "Калеве" дали взлететь, чтобы уничтожить самолет в 10 минутах лета от Таллина над Финским заливом. И концы в воду.
Tags: ВМВ, Финляндия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments